воскресенье, 8 августа 2010 г.

The Мысль

  Когда для полного анализа ситуации не хватает ни информации ни методологии, а в маршрутных полетах почти всегда так, решения должны приниматься на иррациональном уровне. Это не означает, что рациональные методы следует игнорировать, наоборот: рациональное является как-бы основой, "скелетом", на котором растет мясо нашего знания.
   Как ни странно совсем не важно насколько при этом верны используемые теории, они всего-лишь способ упорядоченно смотреть на мир и сосредоточиться на деталях. В качестве подтверждения данного тезиса хочу упомянуть статью Питера Грея "Разоблачение предрассудков о термиках". В свое время эта статья просто сорвала мне крышу: до того как мистер Грей разнес вдребезги мои представления о термиках, я с удовольствием пользовался описанными в статье мифами и отлично летал. Полагаю я не один такой. Почему же черт побери мифы работают?
   Любая теория начинается с разделения исследуемой системы на объекты по каким-либо критериям. Выбор критериев влияет на сложность полученной модели. Чем сложнее модель, тем труднее объяснить явления происходящие в системе. Мы склонны доверять красивым теориям, складно звучащим и доступно изложенным. Создание таких теорий подразумевает грамотную декомпозицию систем, независимо от верности создаваемых теорий. Именно результат декомпозиции мы и усваиваем, начиная мыслить в терминах теории. Этими же инструментами пользуется подсознание, обрабатывая все с чем мы когда-либо сталкивались. Так миф может породить мощное непосредственное знание. Другой аспект теорий, как верных так и ложных - это мотивация и настрой. Нам приятно ими (теориями) пользоваться и мы чувствуем себя уверенно.
   Осталось самое главное: как воспользоваться рациональным знанием (или заблуждением, не важно!) и не попасть впросак. Ответ: всесторонне анализировать ситуацию рационально, желательно используя различные подходы, возможно даже противоречащие друг-другу, но решение принимать отрешенно, доверившись подсознанию. Вопрос в том как осуществить такой маневр? Тут все индивидуально. Например здесь Стю поделился своим методом.
   И последнее. Мир вокруг нас удобно делить его на 3 части: известное, непознанное и непостижимое. Работая с известным мы подчиняемся фактам и пользуемся определенными методиками. При этом наши личностные качества никак не влияют на процесс, ну разве что за исключением способности к концентрации и IQ. Соответственно при работе с известным никакого шаманства, все строго по инструкции. В непознанном (а летая маршруты мы работаем именно там) все в корне меняется: нам не на что опереться, кроме как на себя. Мы становимся естествоиспытателями и авантюристами. Ситуация требует решений типа: "а давай попробуем это". Почему? - Да потому что я так хочу! Так наше Я становится основополагающим элементом происходящего и успех зависит он нас самих, от нашей индивидуальности, а не от соблюдения каких-либо правил. Так полеты превращаются в практику самопознания и самосовершенствования. Что же до непостижимого - в первоисточниках сказано, что его нужно просто избегать. Секрет успеха и выживания - правильно различать сферы знания и применять адекватные инструменты.

2 комментария:

  1. Спасибо за напоминание, перечитал ещё раз "Разоблачение предрассудков..." и опять с удовольствием. Действительно отличная статья, даёт хотя бы приблизительное понимание сил и объёмов с которыми мы сталкиваемся. Всегда надо помнить кто мы рядом с силами природы. Будем летать и совершенствоваться.

    ОтветитьУдалить
  2. Меня поразило не столько разоблачение предрассудков, сколько то, что эти предрассудки прекрасно работали. На вопрос почему это так я и пытался ответить в этой статье.

    ОтветитьУдалить